Как факторинг взлетает в авиаотрасли

Рассказывает Егор Газетин, генеральный директор Докплат:

— Для отрасли пассажирских авиаперевозок  характерна ярко выраженная сезонность. Жаркий период начинается в середине апреля и длится до конца октября. В остальное время, за исключением коротких всплесков продаж на периоды праздников, спрос на авиабилеты значительно падает и практически уходит в состояние зимней спячки.

Для выравнивания спроса перевозчики тщательно планируют ценообразование и разрабатывают маркетинговые программы. Однако с началом сезона отпусков они всё же периодически сталкиваются с нехваткой оборотных средств и кассовыми разрывами.

Поскольку поставщики топлива работают по предоплате, для совершения полетов авиакомпании вынуждены закупать авиационный керосин заранее. При этом оплата от распространителей билетов за совершённый полет перечисляется перевозчикам консолидировано по результатам месяца. Например, платеж за авиационное топливо производится в декабре, полет проходит в январе, а платеж авиакомпания получит в феврале. В среднем, оборачиваемость капитала авиаперевозчика составляет 45 дней.

В 2019 году мы встретились с Ижавиа и совместно модернизировали их подход к управлению финансовыми потоками: с помощью факторинга сбалансировали платежный календарь и предоставили возможность быстро закрывать кассовые разрывы через финансирование на онлайн-платформе.

Таким образом, в высокий сезон авиакомпания всегда имела оборотные средства для выполнения заявленной полетной программы.

Этот успех мы повторили с другой российской авиакомпанией – Ред Вингс. А в дальнейшем нашли новые области применения факторинга в авиаотрасли.

 

Факторинг будущего

Аэропорты продают перевозчикам временные интервалы вылетов и прилетов. Авиакомпании конкурируют за наиболее популярные слоты и спешат забронировать их заранее, поскольку удобное время взлета и посадки повышает ценность билета для пассажиров и напрямую влияет на заполняемость воздушного судна.

Вложенные в закупку интервалов деньги оказываются замороженными для авиакомпании на 6-8 месяцев до получения платежа за полет. Чтобы пополнять оборотные активы, авиакомпании используют факторинг аванса для закупки времени у аэропортов.

 

Самолеты – в лизинг, а лизинг – в факторинг

Для авиаперевозчиков мы разработали особый вид факторинга – факторинг лизинга. Финансирующая организация оплачивает закупку воздушных судов (в частности, у Алросы и Смартавиа) и предоставляет покупателю отсрочку платежа в 7 месяцев.          За полгода покупатель осуществляет регистрацию и сертификацию самолета, проводит техническое обслуживание, брендирование и разрабатывает  программу полетов.

К моменту наступления первой даты платежа по факторингу воздушное судно уже осуществляет полеты и получает за них оплату, и покупатель имеет возможность вносить лизинговые платежи непосредственно из генерируемых судном средств.

Таким образом, например, были приобретены два Boeing 737-800 для компании Ижавиа.

 

от 08.01.2023
Предыдущая
Как факторинг используется производственными компаниями
Следующая
4
Статьи по теме
Смотреть все статьи
ARTICLE